М. Найт Шьямалан

История одного необычного индуса в мире кинематографии. Статья на творчество мастера неожиданных финалов — М. Найта Шьямалана

Автор: Татьяна Морозова

Влияние «короля саспенса»

Умение держать зрителя в постоянном тревожном ожидании и напряжении — целая эпоха и великое искусство, возникшие благодаря сэру Альфреду Хичкоку. Его работы стали классикой мирового кино, и такие картины, как «Птицы», «Психо» и «Головокружение» до сих пор популярны. Фильмы «короля саспенса» затуманивают сознание, заставляют фокусироваться на экране и рождают своих последователей. Влияние знаменитого кинорежиссёра разлетелось по всему миру и растянулось по лентам известных постановщиков.

Удивительный сэр Альфред Хичкок

«Семь» Дэвида Финчера — яркий пример воздействия Хичкока на жанр триллер. Простые мелочи вроде нуаровской атмосферы, библейских отсылок и представление убийцы не как человека с пороками, а как потустороннего существа, двуликого и безжалостного. Думаю, многим также знаком фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых», в затылок которому так и дышит ранний Хичкок со своей излюбленной темой попытки понимания природы человеческого разума в экстремальной ситуации. Или «Порочные игры» Пак Чхан-ука, что вообще копипаст хичкоковской ленты «Тень сомнения». Объединяющая сюжет и героев двойственность, раздвоение личности, ревность и семейный конфликт — всё, что Альфред прописал. Да даже вспомните недавнее неонуарное безумие «Под Сильвер-Лэйк» Дэвида Митчелла, который вдохновлялся «королём» и сделал кучу отсылок к нему.

Страстная лента «Порочные игры»

Режиссёр и сценарист М. Найт Шьямалан, как уже стоило догадаться, тоже не исключение. Его фильмография, сценарии, персонажи буквально пропитаны хичкоковскими мотивами. Шьямалан был под сильным влиянием сэра Альфреда ещё в Нью-Йоркской киношколе, где в 1992 году снял первую полнометражку «Яростная молитва». Именно с этого независимого кино начался путь «человека-загадки», мастера мистических триллеров и неожиданных концовок.

«Человек-загадка»

«Яростная молитва» весьма реалистичный фильм, и его скорее можно назвать семейным, нежели драмой или триллером. Хотя там есть много юмористических сцен. «Молитва» — это фундамент будущих работ Шьямалана. Фильм хорошо поставлен, прекрасно сыгран и прост сюжетом — молодой человек из Филадельфии возвращается в Индию, чтобы найти свои корни, — но затрагиваемые темы — и есть первая ступень твистов и мистики. Например, призраки в успешном «Шестом чувстве» или вопрос о вере, который прослеживается во всех лентах Найта, особенно в «Знаках» и в недавно закончившейся трилогии («Неуязвимый» — «Сплит» — «Стекло»).

Фантастический триллер «Знаки»

По словам режиссёра, его детство было спокойным и безмятежным, Найт был вежливым и прилежным мальчиком. Видимо, от скуки его и потянуло к страшилкам и непонятности (часто во время просмотра ты не догоняешь, что тут вообще происходит, — но таков стиль) — фильмы про духов, оживших мертвецов, психов и мифических существ. М. Найт Шьямалан по-новому заставляет взглянуть на сверхъестественное. Он погружает в пучину тайн и бреда (оправданного). Кажется, что в его сюжетах разобраться как два пальца обоссать, но как только такая мысль забралась в закрома, наш американец-индус тут же выпускает стадо слонов, голливудские пляски и ритуалы на костях, переворачивает историю с ног на голову и отжаривает по-шьямалановски.

Сказочный, завораживающий и странный фильм «Девушка из воды»

Найт ещё тот мастер неожиданных развязок, он парит в ореоле, когда речь заходит о твистах в кинематографе. Именно этим приёмом он заработал себе имя, хотя и отказался от него в фильме «Девушка из воды» (зато там творится беспредельно сказочная анархия). Как бы наш братец-индус не был необычным в голливудском мире, тем не менее, его работы вызывают очень полярные мнения. Карьера «человека-загадки», будто качаясь на качелях, то взлетает к небесам и срубает куш, то падает на землю, пустив творческую репутацию под откос. Но давайте разложим всё по полочкам.

Своя вселенная

Дебютный фильм М. Найта Шьямалана критики встретили не радостно, и режиссёр потратил много сил и нервов на поиски финансов для первого проекта уже в Голливуде. Семейную комедию «Пробуждение» 1998 года так же разнесли в пух и прах и ещё проехались катком по «трупу». История о маленьком мальчике, который искал Божественное в реальном мире, вылетела в трубу, как и семь миллионов бюджета.

Мастер неожиданных финалов с уверенной улыбкой

Неожиданный индиец показал всем средний палец, засунул провалы куда подальше и с верой в себя проклял мир, что достигнет успеха. Так и случилось. Мистический триллер «Шестое чувство» (1999) взорвал умы напыщенных киносудей. Сюжет о психологе (в роли Брюс Уиллис), что встретил мальчика, способного видеть призраков, зацепил увлекательной задумкой и неожиданной концовкой, которая привела критиков и публику в дикий восторг и к волне оргазмов от происходящего. «Шестое чувство» принесло мировую известность, номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и несусветные сборы.

Кстати, идея фильма у режиссёра родилась после просмотра одного из эпизодов телевизионного ужастика «Боишься ли ты темноты?». Здесь главных героев игнорируют близкие и друзья, и до самого конца те не понимают, что умерли.

Успешный и культовый «Шестое чувство»

После культового «Шестого чувства» повелитель мистических триллеров выпустил в свет буквально Ящик Пандоры неоднозначных картин. Помимо прекрасных «Знаков» и «Девушки из воды», режиссёр создал спорные, но довольно интересные фильмы (хотя для каждого по-своему, всё же его вкусы специфичны). Например, «оскароносный» антиутопический триллер «Таинственный лес» (2004), имеющий такую же загадочную и волшебную атмосферу, как в «Девушке», или первый фильм с возрастным рейтингом R — «Явление» (2008), в конце которого героиня Джесс надела рюкзак с надписью «Avatar» — следующая лента Шьямалана, или экранизация первого сезона мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» — «Повелитель стихий» (2010), получившая крайне негативные отзывы, всего 6% положительных рецензий на Rotten Tomatoes и намёк на трилогию, который не суждено сбыться (однако Найта ничего никогда не останавливает, супергеройскую же трилогию завершил спустя 9 лет, так что есть надежда).

Антиутопическая сказка «Таинственный лес» с грехами, мистикой и антропоморфными монстрами

По мне, самым великолепным произведением киновселенной М. Найта Шьямалана стал реалистичный хоррор «Визит» 2015 года. Почему реалистичный? Потому что максимум правдивый. Для мастера неожиданных концовок этот фильм — сам неожиданный. Здесь нет любимой его мистики, но есть приковывающий к экрану и завлекающий сюжетом добротный ужастик, цепляющий такой ситуацией, которая легко могла бы произойти в реальной жизни. Старики сбежали из психушки, убили своих врачей и заняли их место, желая с радостью принять приезд любимых внучков.

Один из лучших хорроров — «Визит»

Твист бесподобный, когда дрожа и переживая за детей, сначала думаешь, что бабка и дед просто больные на голову, а потом узнаешь, что это вообще не они. Осознание, что ты сам или твои дети отправились в гости к сбежавшим из психбольницы незнакомцам, действительно пугает. Шьямалан снял хорошее кино в жанре хоррор (а таких очень мало) при небольшом бюджете (затратил 5 миллионов, а получил 98 миллионов), это можно расценивать как современную интерпретацию истории про Гензеля и Гретель. Плюс сохранился неизменный подход режиссёра. Необычные ракурсы, трясущаяся камера, а впервые использованный эффект любительской съёмки был хорош: кадры через скайп, через видеокамеру в руках детей или установленную по дому. От этого всё кажется живее и реальней.

Увы, не выстреливший «Повелитель стихий»

Шьямалан придумал, как иначе завлекать и развлекать зрителей, создал свой стиль. На кинематографическую сцену вышел неоднозначный «король» своего жанра. Кто этот человек по имени Манодж Неллиятту Шьямалан? Обычный парень, что «засовывает» своё камео в каждую картину и снимет в основном в Филадельфии. Фильмография у Найта богатая и незаурядная, и о каждой работе можно говорить часами и вести щекотливые дискуссии. Но хочется выделить и подробно разобрать одну непростую работу, которая открыто заявила о создании чуть ли не новой вселенной о супергероях — девятилетняя трилогия Найта Шьямалана о странных людях, которые имеют способности, но лишь благодаря их психическому состоянию. Такая недоработанная, но возможно многообещающая ответочка Marvel.

Суперспособности или психическое расстройство?

М. Найт Шьямалан большой фанат комиксов и историй про супергероев, эта тема всегда жила и живёт в его творческом сердце. Режиссёр планировал разгуляться на целую трилогию. Ещё в далёком 2000-ом году он мечтал и задумывал сделать в трёх частях супергеройское кино, однако тогда оно не было таким популярным, как сейчас с пресловутыми толерантными киномейкерами и супербабами с яйцами. Тогда на комиксы смотрели пренебрежительно. Всё было так плохо, что в начале фильма «Неуязвимый» (2000) пришлось вставить поясняющий текст о популярности комиксов. До «Тёмного рыцаря» оставалось ещё восемь лет, и мрачный, реалистичный, медленно раскачивающийся фильм Шьямалана зрители и критика встретили прохладно. Не сказать, что «Неуязвимый» провалился (всё-таки он заработал почти 250 млн долларов в мировом прокате!), но на фоне кассовых рекордов предыдущей работы режиссёра лента смотрелась неудачей, заставив Найта забыть о трилогии на долгие годы.

Слишком крутые Брюс Уиллис и Самуэль Л. Джексон в «Неуязвимый»

Если честно, реакция на «Неуязвимого» с Брюсом Уиллисом и Самюэлем Л. Джексоном была не оправдана. Эстетика фильма на высшем уровне, эмоциональная составляющая сюжета, превосходный саундтрек Джеймса Ньютона Ховарда, игра таких классных и харизматичных актёров, тем более. Там они ещё молодые и свежие, душки и талантливые герои, которые чётко, как и принято в супергеройских картинах, умудрялись делить границы добра и зла. Да, лазеров не было, по воздуху Дэвид Данн (Уиллис) не летал, но идея с крепким телом и костями превосходна, эдакий прототип Росомахи. А задумка с невероятно умным антагонистом, который в противовес стойкому Дэвиду, — хрупким Элайджем Прайсом (Джексон) в коляске, как отсылочка к Профессору Х, — так проста и так гениальна. Спустя годы рецензии и отношение стали положительными, «Неуязвимого» даже посчитали одним из самых лучших фильмов о супергероях Шьямалана, и в 2011 году журнал Time включил его в десятку лучших фильмов о супергероях всех времен, поставив его четвертое место (да и Квентин Тарантино мимо не прошёл — оценил по достоинству в своём топе).

Джеймса Макэвоя много не бывает

Сиквел «Сплит» (2016) с главным героем в роли многогранного, талантливого и прекрасного Джеймса Макэвоя стал грандиозным продолжением. Даже без задумки трилогии фильм является полноценной и целостной картиной, которая полна твистов, интриги, будоражащего сюжета, леденящего ужаса, качественного триллера и умопомрачительной игры. Можно сказать, что лента зашла благодаря виртуозной игре Джеймса Макэвоя в роли Кевина Крамба, человека, в котором живут 23 личности и вот-вот явится самая зловещая — 24-ая. Наружу собирается выйти зверь — вновь супергеройские мотивы типа Халка из Marvel или Зверя из «Людей Икс». Но и тут много спорного. Что Дэвид Данн, что Кевин Крамб и что даже Элайджа Прайс — у всех так или иначе существуют психические отклонения, и Шьямалан делает акцент не на том, что герои больны, а на том, что это помогло им обрести «суперспособности» (а как известно, чем сильнее веришь, тем правдивее это будет), что героем или злодеем может стать любой, даже обычный человек. Посыл ясен, но и он подан неожиданно. Персонажи имеют сверхспособности или психические расстройства? Этот вопрос встаёт ребром и постоянно крутится в голове, особенно в завершающей части трилогии — «Стекло» (2019).

Парализованный, невменяемый старик на коляске, психопат с диссоциативным расстройством идентичности и молчаливый, угрюмый мужик, который по виду вообще не догоняет, что происходит

Неспроста действия в ленте проходят в психбольнице, где Сара Полсон в роли доктора Элли Стейпл Неуязвимому, Орде и Мистеру Стекло ставит диагнозы. Этот процесс убедительный, трио супергероев кажется ничтожным: парализованный, невменяемый старик на коляске, молчаливый и угрюмый мужик, который по виду вообще не догоняет, что происходит, и психопат с диссоциативным расстройством идентичности. Мастер взрослых сказок (а индусы знают толк в рассказывании историй) обладает сторителлинговым талантом, он неспешно погружает в атмосферу того, как могли бы существовать герои комиксов в реальном мире, где нужно думать о еде, заработке, семье, душевных травмах и возрастном кризисе. Однако режиссёр не нагоняет её с помощью пожухлой цветокоррекции, как фильмах DC, или депрессивной музыки Ханса Циммера; хитрый сценарий и шьямалановские ракурсы камеры сбоку и с потолка, вперемешку то с мрачными и тусклыми, то с ярко-розовыми и жёлтыми цветами, не спасают. Интересно, конечно, но идея и отсылки к культуре комикса, мечты о супергероях не оправдали себя. В «Стекле» всё скатилось к бреду, самоубеждению и вере в себя, в финальной битве шарм с крутой харизмой Брюса Уиллиса спал моментом, Джеймс Макэвой растерял свою пугающую натуру и превратился в сумасшедшего придурка, который орёт и бегает с голым торсом, сияя своими кубиками, а Самюэль Л. Джексон лишился образа гениального злодеяния, превратившись в мутное разбитое стекло, осколки которого хочется собрать и выбросить в мусор. Все герои Шьямалана не без изъянов, а злодеи вызывают жалость и понимание.

Премьера комикс-триллера «Стекло» в Лондоне

Предыдущие части принадлежат к разным жанрам: первая склонялась к драме, а вторая — ближе к хоррору. Третья же пытается быть всем и сразу — местами смешно, местами страшно, местами драматично. Но тягучего «Неудержимого» или пленительного саспенса «Сплита» ждать не стоит. Найт намутил водицу, поэтому до супергеройских фильмов ему ещё далеко, но идея неплохая и первая проба проведена, причём за небольшие деньги. Режиссёр научился работать с безопасными маленькими бюджетами, так что ему ничего и никогда не мешает экспериментировать и практически ничего не терять, разве что репутацию и рейтинги. Если отпихивать Marvel, не считать вселенной франшизу Роберта Родригеса «Дети шпионов», то можно сказать, что эта трилогия — недоработанная первая авторская супергеройская вселенная. М. Найт Шьямалан написал, поставил спродюсировал все три ленты — в наше время радикальных кадровых перестановок это редкость.

Обычный парень храбрее Иисуса?

М. Найт Шьямалан — странный парень, который снимает фильмы специфического жанра, но в то же время имеет страх перед ними. Он неоднозначный, делает, что сам считает нужным, поэтому весы его популярности нестабильны, и их штурмует от фееричных высот до катастрофических падений. Шьямалан в своё время управлял целым поездом, находясь во главе суперидеи и заявляя о героях в реальном мире, а теперь, упустив момент, едва запрыгнул в последний вагон, повествуя о кино не про супергероев, а про людей, которые думают, что они супергерои. Но правы ли они и прав ли сам Найт? Противоречиво. Даже личность кинодеятеля спорна. Будучи индуистом, он ходил в католическую школу, где буквально доставал учителей вопросами про Иисуса. У него возникало много вопросов, и сейчас их не меньше, Шьямалан мыслит и проецирует это на свои картины, давая пищу для размышлений и зрителям.

Странный парень, который снимает фильмы специфического жанра, но в то же время имеет страх перед ними

«Он сын бога? Да. И умер на кресте? Да. Так ведь это тогда не особо-то храбрый поступок, потому что он сын бога и знал, что не умрет по-настоящему, верно? Нет. В чем же храбрость, если ты знаешь, что не умрешь? А вот обычному парню, который только верит, что он бог, я могу сопереживать. Это важный момент религии, который я не сразу понял. Комиксы говорят, что сила внутри нас, а религия – что сила приходит извне. Даже в выдуманных историях парень, стреляющий лазерами из глаз, и мать, поднимающая машину, под которую попал ее ребенок, – это разные вещи. Истории про людей, которых тяжелые обстоятельства делают сильнее, находят во мне отклик».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *