Девять совсем незнакомых людей

«Это как же я попал сюда?». Рецензия на книгу Лианы Мориарти «Девять совсем незнакомых людей»

Автор: Ольга Штин

«Стоило мне только обнаружить смысл жизни, как его изменили»

Джордж Карлин

Одни книги, словно добрые наставники, рассказывают читателям о сложности жизни и предостерегают от опасностей. Другие, как строгий учитель, заставляют быть сосредоточенным и внимательным к деталям. А есть те, что дарят полный покой. Эти книги – любимые домашние тапочки. Надеваешь их – и хорошо. Ты не должен напрягаться и шевелить мозгами. Ты должен развернуть переплёт и насладиться сюжетом. Наверное, именно такие произведения и создаёт Лиана Мориарти. 

Если посмотреть на бело-розовые обложки, политые глиттером, и вспомнить, помимо известной многим «Большой маленькой лжи», книги с названиями: «Последняя любовь гипнотизёра» или «Тайна моего мужа», то кажется, что кроме любовных интрижек в романах нет ничего. К счастью, это не так. Мориарти всегда тонко передаёт эмоции и отношения между героями. Каждая её книга пронизана хрупкостью человеческой жизни и безоговорочной верой в то, что маленькое, частное счастье вполне достижимо. 

Лиана Мориарти

В «Девять совсем незнакомых людей» развивается несколько линий – жизнь каждого героя с его проблемами, мыслями и страхами. Сюжет довольно необычный и от того – более захватывающий.

Где-то в Австралии есть пансионат «Транквиллум-хаус», которым заправляет Мария Дмитриченко. Всем гостям обещается полная перезагрузка: правильное питание, физические упражнения, духовное очищение и избавление от насущных проблем. За этим и приезжают обещанные незнакомцы, у каждого из которых своё горе. Фрэнсис – некогда популярную писательницу мучает климакс, отсутствие мужчин и зависть подружек. Красавчика Ларса не покидают мысли об алкоголе, брак Бена и Джессики трещит по швам, живущего как в тумане Тони беспокоят проблемы с лишним весом, семью Маркони (долговязого отца-учителя, его нервную жену и болезненно привязанную к родителям дочь) тревожит беспросветное будущее, а мать-одиночка Кармела переживает развод.

Герои погружаются в атмосферу полной релаксации: любуются пейзажами, гуляют, слушают пение птиц и молчат, каждый о своём. Всё это приправлено авторской иронией и скепсисом относительно самого духовного очищения: кто-то спит во время медитации, а кто-то мечтает о шоколадном батончике или бутылке пива. 

«Тони вернулся в свою комнату после очередного дьявольского испытания – «сидячей медитации с инструктором». Он испытал унижение, поняв, что его ноги стали как желе, и это после прогулки со скоростью, с какой и столетние не ходят. Он сидел на балконе своей комнаты и страдал по холодному пиву».

Все эти девять людей хотят, если не преображения, то передышки от своей повседневности. Но к тому, с чем они столкнулись в пансионате, жизнь их явно не готовила. Всё, что удалось пережить героям до лечебницы, не выходит за рамки обыденного (хотя порой весьма трагичного) человеческого опыта. Но когда читатель начинает скучать и решает, что этот роман – просто переплетённые между собой истории, сюжет закладывает крутейший поворот. Директор пансионата решает испытать на героях новую программу перерождения, этакий новый способ духовной трансформации. Курс сводится к полному отказу от связи с внешним миром, безмолвной тишине, голодовкам и рискованным экспериментам с наркотиками. Гостей пансионата время от времени запирают в тёмной комнате, где пичкают галлюциногенными препаратами и устраивают игры наподобие «Камеры смертников».

«Хизер сосредоточилась на дыхании. Она была полна решимости сохранить хотя бы крохотную часть мозга в неприкосновенности, способной воспринимать воздействие псилоцибина и ЛСД, – одно ярко освещенное окно в темной офисной башне. Она знала, например, что на самом деле ее сын сгнил в земле. И в то же время он казался таким реальным. Когда она протянула руку, чтобы прикоснуться к нему, то почувствовала его плоть».


«Так как играют в «Камеру смертников»? Я вам объясню. Что происходит, если вы приговорены к смерти? Вам нужен кто-то, кто защищал бы вас от вашего имени, верно? Просил о милосердии, об отсрочке казни. Очевидно, что этот человек ваш адвокат. Так вот, вы все адвокаты и у каждого из вас есть клиент. Я всем назначила клиентов. Позвольте зачитать имена…У вас будет по пять минут на защиту вашего клиента. Процесс начнется на рассвете. Вы должны спросить себя: «Почему мой клиент заслуживает жизни?» 

«Камера смертников» – игра, придуманная Марией для того, чтобы её «подопечные» смогли заглянуть в лицо смерти. Гипотетически. Лишать кого-то жизни всерьёз она не собиралась. Но для тех, кто сидит в запертой комнате и слышит фразу по типу «обычно мы не казним наших гостей» такое задание вызывает страх. Эдакое «целебное» упражнение мощно воздействует на героев и они тут же начинают погружаться в воспоминания. Например, Ларс вспоминает о травмирующем детстве, а старая Фрэнсис с уверенностью говорит о том, что помнит все дни рождения друзей. Каждый из героев начинает рыться в глубинах своей памяти в надежде отыскать что-нибудь хорошее. И у многих, кстати, получатся. 

После такого поворота невольно вспоминается «Лекарство от здоровья» , где используются чудодейственные процедуры спа-салона вроде фильтрации угрей через тела пациентов, чтобы произвести «лекарство». Такой резкий переход создаёт впечатление, что книга сшита из двух разных жанров. Причём жанровая граница проходит ровно посередине повествования. До – это типичная Лиана Мориарти с семейным драматизмом, капелькой любви и щепоткой нераскрытых тайн. После – триллер с хорошей попыткой пощекотать нервы.

Сомнительное оздоровление. Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

Лиана Мориарти осознанно выбирает определённые штампы и пытается их переиначить. Например, красотка Джессика со сделанными губами, грудями, ногтями и волосами не кажется содержанкой или богатой дамочкой. Читатель видит её человеком, который разбогател по воле случая и пустился модернизировать своё тело. 

Больше всех внимания уделено Фрэнсис – пятидесятилетней создательнице любовных романов. Она из категории тех писательниц, что ещё верят в сюжеты а-ля Джейн Эйр. Кажется, что именно в ней Мориарти изобразила себя – автора типичной женской прозы, которого никто не воспринимает всерьёз. Как и Фрэнсис в своих любовных романах, Лиана Мориарти не следует законам мелодрамы. Она ломает стереотипы о себе и разбавляет драматичные истории героев нотками триллера.

Каждый персонаж несёт в себе какую-то печаль-беду, с которой читатель знакомится в процессе. Неужели именно это не даёт им быть счастливыми? Мориарти считает причиной их несчастья – перекладывание ответственности за свою жизнь на других. Каждый персонаж приехал в «Транквиллум-хаус» не просто так, но при этом никто не хотел отдаваться выбранному курсу полностью. «Возьмите деньги и сделайте меня счастливыми за 10 дней» – звучит просто, но эффективно ли? Герои словно покрыты защитной бронёй, пробиться через которую очень сложно. А это, между прочим, и предстоит сделать директору пансионата. 

«Девять совсем незнакомых людей» – произведение отнюдь не идеальное и далеко не лучшее у Лианы Мориарти. То, что подано как особенность сюжета – девять историй разных людей, на самом деле – недоработка. Сведения сложной композиции в единое целое не получилось, поэтому у каждого из героев своя история, а объединяет их всех –  дорогущий пансионат. Концовка в духе «неделю спустя», «месяц спустя», «пять лет спустя» кажется излишне затянутой, а некоторые образы героев остаются вовсе не раскрытыми. Роман не держит в напряжении во время прочтения, но благодаря простому и лёгкому слогу не отпускает. Душевные терзания и поиск истины постояльцев «Транквиллум-хауса» заставляют читателя погрузиться в себя и, возможно, переосмыслить свой жизненный путь, поставить себя на место героев. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *