Как я решила умереть от разочарования. Рецензия на книгу Софи де Вильнуази «Как я решила умереть от счастья»

Автор: Наталья Петунина

«Дерзкий роман в духе «‎Дневника Бриджит Джонс»‎». Именно так восторженные критики успели окрестить творение Софи де Вильнуази. Об этом нам гордо сообщает обложка, об этом кричат синопсисы на крупных сайтах. Но так ли похожа эта книга на культовое творение Хелен Филдинг? При ближайшем рассмотрении – едва ли.

Софи де Вильнуази — загадочная писательница

«Как я решила умереть от счастья» – авторский дебют Софи де Вильнуази. До этого девушка успела попробовать себя и на поприще сценариста, и в качестве журналиста в различных изданиях. Её публикации можно было увидеть на страницах «Marie Claire», «Elle» и даже журнала «Barbie». Также Софи увлекалась комиксами и участвовала в создании нескольких историй и практических руководств в этом жанре. Наконец пришло время выйти за рамки коротких форматов и попробовать себя в большой литературе. В августе 2019 роман наконец появился на полках российских магазинов.

Бриджит, которую мы не заслужили

Сюжет произведения незамысловат и не может похвастаться захватывающими поворотами (единственное, что удаётся в избытке подарить читателю, так это «рояли в кустах» вроде неженатых красавчиков, обративших внимание на «серую мышку», и чудесного избавления от депрессии, которая длилась годами). Главную героиню зовут Сильви Шабер и к сорока пяти годам она потеряла всякий вкус к жизни. Последней каплей становится смерть отца – женщине больше не о ком заботиться, она совершенно одна. На любовном фронте затишье, на работе рутина и вместо того, чтобы что-то менять, героиня решает просто покончить с собой. Перед смертью Сильви решает обратиться к психотерапевту Франку Маршану, но не для того, чтобы излить душу, а чтобы поставить кого-то в известность о своих намерениях. С этого момента её жизнь круто меняется. Франк даёт задания, которые помогают раскрыть внутренний мир девушки, выйти из зоны комфорта и стать счастливой. Звучит многообещающе.

Как и в романе Филдинг, всё повествование крутится вокруг мыслей главной героини. Однако облекать их в дневниковую форму Софи де Вильнуази не стала, перед нами просто рассказ от первого лица. Возможно, в данном случае это упущение. Главы рваные, в них нет глубокой рефлексии по поводу описываемых событий, если бы это было стилизовано под записи из дневника, то смотрелось бы не так куце. Но имеем то, что имеем.

Всё, что мы можем сказать о главной героине, так это то, что она совершенно оторвана от реальной жизни. У неё нет друзей, нет постоянного партнера, нет никаких перспектив продвижения по карьерной лестнице. Она чувствует себя, будто маленькая девочка, которая внезапно стала сиротой и не знает, куда двигаться дальше.

По идее это должно вызывать у читателей сочувствие. Героиня в отчаянии, она страдает. Но по факту смотрится как насмешка над людьми, которые пережили трудную жизненную ситуацию и оказались в депрессии. Попытки Сильви пошутить над собой не настраивают на позитивный лад, а выглядят сумбурно и неуместно. Это может сработать с неподготовленным читателем, который никогда не сталкивался с таким тяжёлым состоянием, когда ты и правда находишься на грани самоубийства. Однако как пособие по выходу из него, книга однозначно не подойдет.

«На кардиограмме моей половой жизни стабильно прямая линия».  Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

На самом деле все проблемы Сильви сводятся к тому, что ей необходим постоянный партнер. Тема секса постоянно всплывает в мыслях героини. Практически все задания, что даёт ей Франк, Сильви выкручивает так, что это либо ведёт непосредственно к половому акту, либо она возбуждается по мере их выполнения. Например, когда Франк просит её «сделать то, что вгонит её в краску», она сразу отправляется на глубокую депиляцию бикини. Героиня даже не рассматривает другие варианты. Или же, когда Сильви решает сменить имидж перед свиданием. Пока ей моют голову, она думает лишь о том, как возбуждена. В конечном счёте, когда у героини наконец появляется мужчина, её мозги встают на место и всё становится хорошо. Хотя нам и пытаются всучить сюжетный твист, якобы кардинально изменивший мировоззрение и с сексом никак не связанный. Рассказать о нём — означает убить единственную интригу, заложенную в эту тонюсенькую книгу.

Безликие картонки

Ну раз уж с главной героиней – беда, так может хоть интересных персонажей второго плана подвезли? Тоже нет!

Автор усиленно пытается создать вокруг Сильви оживлённый мир и один за другим вводит в сюжет разных персонажей. Тут и уже упомянутый психотерапевт Франк, и несчастная подружка с семейной драмой, и идеальный мужчина, и коллеги по работе. Кого только нет. Но всех этих героев объединяет одно – нулевой уровень раскрытия их характеров. Они для того, чтобы крутиться вокруг героини и создавать иллюзию динамичного сюжета. Хотя они даже с этой функцией так себе справляются.

Франк – эталон мужчины. Он сексуальный, спокойный, понимающий. В финале он оказывается геем (еще один «рояль в кустах»). Причём эта информация подаётся вскользь и никак не влияет на сюжет, непонятно зачем она нам, собственно, нужна. Видимо, чтобы обосновать, почему Сильви выбирает спать не с ним, а с ещё более картонным героем заднего плана. Ну или просто из-за того, что нынче в каждой книжке должен быть персонаж гей.

Как и у Бриджит у Сильви много мужчин вокруг

Вероник – единственная подруга главной героини. Этот персонаж удостоился личной драмы – муж бросил и ушел к молодой любовнице. На фоне этого женщина замкнулась в себе, отдалилась от детей и набрала вес, «заедая» своё горе. Измена – проблема крайне актуальная для многих женщин и девушек. Однако людям, столкнувшимся с ней, из этой книги взять нечего, ведь никакого решения нам по итогу не предлагается. Вероник появляется в паре эпизодов, но чаще всего в мыслях Сильви, которая попросту самоутверждается за её счет. Хоть это и подаётся как забота о судьбе подруги, складывается такое ощущение, что героиня буквально смакует её проблемы и комплексы, рассуждая о её лишнем весе и безграничной любви к собачке, затмевающей в глазах Вероник родных детей.

Эрик Лежен, или настолько не запоминающийся персонаж, что мне пришлось пойти и посмотреть его имя в книге. Ну и по совместительству идеальный мужчина для нашей главной героини. Их сводит секретарша Лора, которая работает вместе с Сильви. Эрик оказывается другом Лоры в фейсбуке и ирония состоит в том, что даже она сама его не знает и не общалась с ним до этого. Первая встреча Эрика и Сильви моментально перетекает в горизонтальную плоскость. И если в это ещё верится, то в их чистые и светлые чувства после пары фраз и полового акта – совсем с трудом. Тем не менее, в финале они остаются вместе.

Все остальные представляют из себя картину ещё более жалкую и лишь выполняют роль инструментов для продвижения сюжета вперёд.

Второй шанс

Писательский дебют Софи де Вильнуази вышел крайне скомканным. Идея книги хоть и не нова, но имела все шансы выстрелить и подарить нам действительно остроумное и самобытное произведение. Однако исполнение подкачало. Сюжет и его перипетии подаются слишком смазано, персонажи раскрыты не очень удачно.

Возможно, на автора накладывается опыт предыдущей работы сценаристом. И ведь как сценарий для простенькой мелодрамы, не претендующей на что-то серьезное, этот текст бы вполне сгодился. Впрочем, поживем – увидим, ведь экранизация уже готовится к выходу в свет.

Если не углубляться и не воспринимать книгу слишком серьёзно, то она отлично подойдёт, чтобы убить несколько часов вечером выходного дня. Главное – обойтись без завышенных ожиданий и не рассчитывать на то, что «Как я решила умереть от счастья» вытянет вас из депрессии. А вообще, лучше перечитайте «Дневник Бриджит Джонс».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *