Маккинти

Монстры внутри нас. Рецензия на книгу Эдриана Маккинти «Цепь»

Автор: Наталья Петунина

Мрачный дизайн обложки и многообещающая цитата: «Вы никогда не забудете эту книгу» – вот первое, что встречает нас, когда мы берём в руки бестселлер «Цепь» Эдриана Маккинти. Есть и хвалебное высказывание самого Стивена Кинга, чьё авторитетное мнение не может не вызывать интерес к произведению: «Эта кошмарная история невероятно увлекательна и оригинальна». Всё это невольно наталкивает на мысль, что перед нами добротный и крайне захватывающий роман. Так оно и есть.

Судьба Маккинти закручена так же лихо, как и сюжеты его триллеров. На детство и юность выпали тревожные события: в Ольстере вовсю полыхал конфликт между католиками и протестантами. Это не могло не оставить свой отпечаток на сознании юного автора. После переезда в Америку Маккинти не был обласкан фортуной. Он еле сводил концы с концами и сменил не один десяток работ. Ему удалось попробовать себя в качестве охранника, строителя, бармена, тренера по регби, библиотекаря и учителя. Но настоящий успех ждал на поприще писателя. Первый же его детективный роман «Миг – и нет меня» снискал большой успех у читателей и критиков. Начало блестящей карьеры автора было положено. «Цепь» изначально была небольшим рассказом, который Маккинти закончил ещё в 2012 году. Этому произведению потребовалось без малого пять лет, чтобы вырасти в большой основательный роман.

«Они» следят

Экспрессивный зачин с порога даёт под дых, погружая в мрачную атмосферу книги. Мы невольно становимся свидетелями похищения маленькой девочки. Однако тогда ещё не знаем, кто за этим стоит.

Именно с этой чудовищной организацией сталкивается главная героиня Рэйчел. Её дочь Кайли похищают прямо с автобусной остановки недалеко от дома. Похитители сообщают матери, что теперь она – часть Цепи. Если однажды тебе «посчастливилось» стать одним из звеньев, то уже никогда не вырвешься. Чтобы спасти свою дочь Рэйчел необходимо чётко следовать всем указаниям, главное из которых – похитить следующего ребёнка.

Похищение детей и другие страшные задания — вот чем занимается организация 

Выполнишь все условия и сможешь забыть о Цепи, как о страшном сне? Как бы не так. В любой момент звонок с незнакомого номера может раздаться вновь. Отныне вы – элемент Цепи. Вам придётся запугивать новых участников и выполнять различные мелкие поручения. Неповиновение чревато последствиями. Удастся ли кому-то разорвать этот порочный круг? Едва ли. Слишком уж у Цепи всё продумано: их адепты повсюду, они следят за каждым шагом, сопротивление бесполезно.
Организация вовсю использует все прелести современного мира – технологии, социальные сети. Они взламывают камеры гаджетов, чтобы наблюдать за всеми участниками Цепи. Мониторят Фейсбук и Инстаграм в поисках новых жертв. Люди, сами того не понимая, облегчают им задачу, ведь рассказывают всему миру личную информацию о себе. «Молись, чтобы никогда не узнать ни кто мы, ни на что способны» – сообщает холодный механический изменённый голос в телефонной трубке. И тому, кто его услышал, и правда остаётся только молиться.

Участников организации могут в любой момент задействовать снова, заставив передать «послание» новым жертвам. Например, Рэйчел получает весточку от Цепи на пороге в банк, где она хотела взять денег для выкупа. Старик, один из «бывших звеньев» ударяет её ногой в живот и рассказывает о семье Уильямс. Они нарушили правила. Больше их нет в живых.
Цепь – это налаженная бездушная система. И она абсолютно точно не сработала бы в мире, где нет материнской любви. Когда на кону жизнь любимого ребенка, ты готов буквально на всё. Даже до конца жизни связать себя с подобной жуткой организацией. «Кто знает, что творится между супругами. А детей любят все родители» – говорит Рэйчел. И она абсолютно права.

Ни слова о человечности

Даже если у человека нет своих детей, вы сразу же проникнитесь симпатией к главной героине и невольно будете пропускать через себя всю ту боль, что выпадает на долю Рэйчел. Вместе с ней вздрагивать от страха, когда она получает очередной вызов с незнакомого номера. Затаив дыхание, следить за потенциальной жертвой. Вместе с ней глотать слезы и наступать на горло своим принципам. Ведь «единственная возможность спасти своего ребёнка – это похитить чужого». Сама Рэйчел считает себя лузером. Только-только её жизнь начала налаживаться, как на пороге замаячили тревожные события, заставившие всю её жизнь перевернуться.

На протяжении всей книги героиня совершает храбрые поступки и делает всё возможное, чтобы противостоять Цепи. Она хладнокровно вламывается в чужой дом, чтобы подготовить в нём подвал для похищения; выслеживает потенциальную жертву и исполняет все условия спасения Кайли практически без колебаний. И пусть она и берёт себя в руки, забывая о слабости, она всё равно искренне не понимает, почему в качестве жертвы Цепь обратила внимание именно на неё.
Сами же участники организации мотивируют свой выбор тем, что героиня инициативна и самостоятельна. И это правда. На долю Рэйчел до этого выпало много событий, с которыми ей приходилось справляться: от неё ушел муж, она победила онкологию. Это не смогло сломить её, а значит и похищение ребенка не сможет. Да и материнская любовь намного сильнее страха. Поэтому Рэйчел идёт на любые риски, лишь бы спасти малышку Кайли.

Если ради своего счастья необходимо превратиться в монстра, то Рэйчел готова к этому. И её невозможно ни в чем упрекнуть. Ведь, поставив себя на её место, становится понятно, что другого выхода нет.

 Малышке Кайли  тяжело, но она справится 

Малышка Кайли – сильный женский персонаж. Удивительно, но, даже оказавшись в лапах похитителей, она не теряет оптимизма и веры в лучшее. Она постоянно думает о маме, но не потому, что боится, а из-за того, что волнуется за состояние Рэйчел: «Мама… Она точно извелась от тревоги. Она сломается окончательно. Мама не такая сильная, какой хочет казаться». Подумать только, она ведь совсем ребёнок, но в первую очередь заботится не о себе, а о своих близких.

Детская непосредственность играет ей на руку и помогает сохранить самообладание. В отличие от матери, Кайли уверена в себе и в том, что ей удастся выбраться из заточения. Для этого она делает буквально всё, что в её силах: пытается вскрыть замки, продумывает план побега. «Кайли смотрит на тюбик зубной пасты… Не получится ли вскрыть замок острым уголком на «хвосте» тюбика? … Та женщина убьет её при малейшей попытке побега. Побег – дело рискованное, но лучше так, чем не делать ничего вообще».

И пускай у неё ничего не выходит, следить за Кайли без восхищения невозможно. Её любовь к жизни и забота о близких невероятно вдохновляет, заставляя забыть, что это всего лишь маленькая девочка.
Между героинями чувствуется сильная эмоциональная связь, заставляющая переживать за их судьбы ещё больше. Они не просто мать и дочь, они – подруги, которые понимают друг друга, делятся секретами. В начале книги, когда Кайли едет в школу, они обмениваются забавными шутками по смс и, судя по всему, для них это часть ежедневной рутины. Смотря на такие тёплые отношения между матерью и ребенком действительно переживаешь с ними весь ужас разлуки.

Оруэлл ошибался

Авторский стиль может показаться сумбурным. Главы короткие, упор в повествовании делается скорее на действия, нежели на чувства героев. Взять хотя бы самое начало – момент встречи Кайли с похитителем: «Мужчина стоит прямо перед ней. Он в чёрной лыжной маске и целится ей в грудь из пистолета. Она роняет телефон. Это не шутка и не розыгрыш. На дворе ноябрь. Хэллоуин прошёл неделю назад» Сама по себе ситуация чудовищная, но Маккинти будто избегает описания внутреннего состояния девочки. Он пишет, что ей страшно. Это факт, который он бросает в своих читателей, будто мячик. Но как такового заражения эмоцией не происходит.

Но в данном случае это отлично работает: сюжетная динамика моментально захватывает внимание и в какой-то момент понимаешь, что прочёл уже добрую сотню страниц и просто не в силах остановиться. Сам становишься частью Цепи.
Описывая участников организации и их действия, Маккинти не скупится на мрачные словечки и нагнетает вокруг них атмосферу тайны. Они звонят с засекреченных номеров, используют анонимный браузер для поиска жертв и покупают оружие в даркнете. Тем не менее, все их манипуляции совершенно не противоречат реальности. Всё это могло произойти современном мире. Невольно начинаешь верить в то, что Цепь и впрямь может существовать. От этого как-то не по себе.

Обложка тоже на достойном уровне 

Роман иной раз наталкивает на мысль о том, насколько же рискованно жить. Любой прохожий может оказаться потенциально опасным для тебя или твоих близких. А технологии порой лишь усугубляют ситуацию. Мы ведь так беспечно делимся в соцсетях своими планами и успехами, рассказываем о своей жизни всё, буквально до мелочей. Но за нашими профилями иной раз наблюдают не только друзья. Права была Рэйчел: «В будущем не понадобятся ни надзор государства за гражданами, ни интенсивная слежка. Люди сами справятся. Они избавят государство от забот, исправно докладывая о своих интересах и местоположении, любимых блюдах и ресторанах, политических взглядах и хобби в Фейсбуке, Твиттере, Инстаграме и других соцсетях. Мы сами себе тайная полиция».

Книга психологически очень тяжелая. Обладателям сильной эмпатии читать будет сложно. Пролистывая одну главу за другой, очень сложно не прикипеть к матери и дочери всем сердцем. Лишь абстрагировавшись от переживаний героини, удастся сохранить самообладание и дойти вместе с ней до счастливого финала. Однако все волнения в конце окупятся с лихвой. Маккинти лихо раскручивает весь сюжетный клубок из интриг и переживаний – ради этого «Цепь» действительно стоит прочесть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *