In hostem omnia licita. Рецензия на альбом Shortparis – «Так закалялась сталь»

Автор: Егор Теплов

Скинхеды, Сибирь и электронная музыка. Казалось бы, что общего может быть между этими словами. У обычного человека они, скорее всего, не вызовут никаких ассоциаций. До того момента, пока он не послушает санкт-петербургский коллектив Shortparis.

Долгая дорога из андеграунда

Группа образовалась в 2012 году. Но уже на тот момент имела богатую предысторию. Дело в том, что вокалист группы Николай Комягин, ударник Павел Лесников и гитарист Александр Ионин уже были знакомы друг с другом до создания коллектива. Ребята приехали в Питер из Новокузнецка, где до этого играли в группе Fools On Time Square, в которой и познакомились. После переезда в Северную столицу, они чётко наметили план работы: создание нового музыкального языка. Николай Комягин так отзывался о том времени: «Потеряв несколько музыкантов мы рискнули радикально изменить свою жизнь и переехать на 4000 км в Петербург. Тут же признали свой предыдущий проект несостоятельным, заперлись в съёмной квартире на год и стали формулировать новый музыкальный язык». 

Спустя год создание проекта было закончено. Было решено дать ему название, вдохновлённое фильмом «Клуб “Shortbus”». В нём отношения между людьми показываются через призму секса, политики и искусства. Шортпарис (Обрезанный Париж), с ударением на букву «о» – именно так правильно читается название группы по заверению вокалиста. Значение, которое авторы придали названию своего проекта – это «невозможность выразить без искажений свой внутренний мир и эмоции посредством музыки».

Важным этапом для группы стало знакомство с будущим перкуссионистом проекта Данилой Холодковым – известной персоной в петербургском андеграунде. Холодков принял участие в работах 30 проектов, из которых можно выделить Slow Suicide. «В то время все играли немножечко грязно, сыро, лоу-файно — а они были электронными, выглядели странно, такие weird» – так Данила отзывался о Shortparis. Последним участником, пополнившим коллектив, стал клавишник – Александр Гальянов, до этого работавший с Холодковым. 

Холодков во время выступления

Современное искусство в музыке, как оно есть

Каждый свой релиз группа преподносит как музыкальный перфоманс. Да и прославился проект в том числе благодаря своим экспрессивным выступлениям. Например, в 2014 году во время концерта коллектива на сцене лежали овощи и хлеб, а на экране показали видео, в котором участники ели еду с рук. 

Следующее, чем выделился коллектив, это артхаусные клипы на их музыку, срежиссированные самими участниками. Уже самый первый видеоролик на песню «Amsterdam» привлёк к себе внимание публики. В нём музыканты находятся внутри комнаты в странных нарядах, а их действия скорее походят на шизофренический припадок, чем на обычное отыгрывание роли. И несмотря на то, что это была дебютная работа ребят, видео заставляет смотрящего встрепенуться. 

Говоря о Shortparis, мы просто не можем упустить видеоклип «Страшно», который вызвал широкий общественный резонанс и привлёк новых фанатов. Арабские иероглифы, толпа скинхедов с сумками, заходящая в здание школы, и российский флаг на фоне серого неба. Казалось, что в этом клипе сочетаются все колкие темы последних лет. На интервью Николай Комягин заявил, что в клипе собраны темы Беслана, школьных расстрелов, национализма и любые ассоциации с ними вызывают у публики неподдельный страх, это и есть страшно, мы живём стереотипами об окружающем нас мире. Клип вышел успешным благодаря тому, что не боялся сказать всё о современном обществе людям в лицо. Музыкальное сопровождение, непонятные психоделические образы – всё это лишь притягивало аудиторию к группе. 

Из клипа «Страшно»

Ода бессилию

Альбом «Так закалялась сталь» вышел в свет первого ноября и уже через неделю стал самым обсуждаемым и остросоциальным альбомом группы. Тексты не сообщают свой посыл прямо, всё передаётся абстрактно и с огромным количеством отсылок. Тем не менее, публике было не сложно понять мысли, которые до нас хотели донести Shortparis. Так получилось из-за всеобщего бессилия, от которого тошнит весь народ. Альбом стал своего рода эпопеей о страхе, апатии и беспомощности – близких русскому народу понятиях. Помимо новых песен, в альбом вошли предыдущие релизы «Страшно» и «Стыд».

«Нелюбовь». Открывающий трек альбома начинается со спокойного эмбиента и постепенно переходит на агрессивную электронную дорожку. Очень мощная перкуссионная партия в середине композиции с традиционными для Комягина завываниями. Примечательно, что каждый куплет голос вокалиста поднимается на одну октаву. Трек посвящен антипатриотичиному движению в современной России. В связи с нарастающей популярностью либерального движения все резко разлюбили свою страну, и речь идёт именно о стране. Произошла подмена понятий, в связи с чем Комягин говорит нам:

«Так и не сумела

Так и не сумела

Никого сама предать

Родина вскормила

Родина вскормила

Родина вскормила б***ь»

«Поломало». Песня посвящена теме беспристрастного большинства, которое «стоит и молчит» пока всё ломается. В звучании, помимо перкуссионной, упор делается уже и на гитарную партию. А припев строится вокруг омонимичности заглавного слова. Вокал построен на завышении и ускорении музыкальной партии в кульминационном моменте.

«Отвечай за слова». Пожалуй, одна из главных композиций нового альбома. Акцент звучания сдвигается на клавишную и ударную партии, а музыкальная дорожка строится вокруг замедления и приглушения музыки в паузы. Качественное дисторшен-соло между куплетами. Главная смысловая тема песни – люди, которые делят мир на чёрное и белое. Музыканты просят их быть готовыми ответить за слова если их спросят. 

«На два, подели всё на два

Подели всё на два, подели всё на два

Раз-два, отвечай за слова

Отвечай за слова, отвечай за слова

И если так давит ноша

А горло проси ножа

Отвечай, отвечай, отвечай,отвечай

Отвечай за слова!»

Вот они слева направо…

«Ножевой». А здесь у нас, пожалуй, самая неоднозначная песня альбома, причем её неоднозначность проявляется как в плане звучания, так и в плане посыла. Прежде всего, это композиция, в которой всем инструментам выделено своё место. Песня начинается с медленной ударной партии и фальцета Комягина, постепенно ускоряется и вот перед нами уже бодрый инди-поп. Лирическая часть не поддаётся чёткому описанию. 

Здесь сразу прослеживается социальная тема: «Ляжем, ляжем на спине, скоро будем наравне». Но заглавной темой можно считать беспомощность. Прислушавшись, можно понять, что песня является глобальной одой бессилию: «Пахнет печкой, тошнит от свечки».

«Жизнь за царя». В композиции присутствует явный политический контекст поэтому, прослушивая, лучше составить своё мнение. В звуковой партии чувствуется мощная перкуссионная часть, а также вокал переходящий с фальцета до баритона каждую строфу.

«Так закалялась сталь». Название песни, как и всего альбома, явно ссылает нас на произведение Николая Островского «Как закалялась сталь». Также, цвет, костюмы на обложке альбома явно намекают аудитории на знаменитый роман. Всё дело в миллитаризации, которая активно проходит в нашей стране, как и во времена социализма. Люди винят в испорченности поколения что угодно: компьютерные игры, семьи детей-убийц и т.д., но никто не хочет обращать внимания на то, что должны переносить солдаты-срочники в большинстве воинских частей нашей страны. Это лишь закаляет нестабильных людей, а потом происходит выход эмоций… Клип, выпущенный параллельно с альбомом, имел пророческий успех, ведь 25-го октября в Забайкальском крае случилась трагедия, совпавшая с событиями клипа. Композиция выполнена в экспериментальном жанре, непривычном даже для Shortparis.

 

«Только хуже стало». Завершающая композиция «аудиптиха» почти полностью сделанна в жанре эмбиента, в середине, правда, переходит  в сильное гитарное соло. Вся песня спета фальцетом, в некоторых моментах переходящим на скрим. Также в песне явно зашифровано послание: она завершается перечислением чисел от одного до шести в произвольном порядке.

«Shortparis — финальная точка российской истории с возрождением новой волны, постпанка и прочей музыки с сорокалетней историей и мраком в анамнезе» – так отзываются о последнем релизе коллектива журналисты The Village. С этим сложно не согласиться. Нельзя точно сказать возрождение ли это, но Shortparis явно имеет свой самобытный характер и не стесняется показать это публике. Несмотря на не столь частые релизы композиций, они отличаются чёткой проработанностью во всех аспектах, а последний релиз это только доказал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *